|
|
Культура: Приданое: обычай, который не потерял актуальностиВ прежние времена важной составляющей привлекательности невесты в глазах женихов было приданое. Это было имущество, которое родители девушки давали ей для замужней жизни, или то добро, которое она сама собирала перед вступлением в брак.Размер приданого определял популярность невесты. Если оно было большим, про нее говорили: «завидная невеста!». Если оно было незначительным, то невеста особо не котировалась и могла рассчитывать лишь на второсортного, а то и третьесортного, жениха. Впрочем, удивляться этому не приходится. Ошибочно видеть в этом лишь интерес к материальной стороне жизни, корысть и стяжательство. Ведь семья изначально предполагала создание общего дома, ведение хозяйства, рождение и воспитание детей. Считалось, что для того, чтобы жизнь семьи была счастливой и обеспеченной и дети росли в достатке, дом должен быть полной чашей, в нем должно быть все необходимое для полноценной жизни. И это имущество должно быть в доме с самого начала. Невеста из бедной среды, у которой приданое отсутствовало, называлась бесприданницей. Ее участь в большинстве случаев была незавидной. Если она была хороша собой, она могла рассчитывать на брак с состоятельным мужчиной, годящимся ей в отцы. Понятно, что чаще всего это был брак без любви. А если она не блистала красотой и имела заурядную внешность, то ей был один путь: в гувернантки, учительницы, медсестры и пр. В литературе описано немало судеб бесприданниц. Богатое приданое было лакомым куском, на который находилось много охотников. Свахи, предлагавшие женихам невест, сначала рассказывали не о внешности девушки и ее душевных качествах, а подробно расписывали приданое: сколько чего дают за невестой. В литературе тоже описаны корыстные женихи, ловко женившиеся на богатых невестах. Немало пьес на эту тему есть у известного русского драматурга А. Островского. Сравним такое положение с подходом, который царит в наше время. Нынче для многих молодых пар главное — сойтись, жить вместе, наслаждаться друг другом, а о дальнейшей жизни они не думают. Они готовы жить в съемной квартире и не загадывать насчет детей — с этим как получится. Разве можно сравнить такой подход с серьезным отношением к созданию семьи, который имел место в прежние времена? Однако вернемся в прошлое. Обычно сбором приданого начинали заниматься чуть ли не сразу после рождения девочки. Сначала собирать начинала мать, затем, подрастая, к ней присоединялась и сама девочка. Они шили, вышивали, вязали, плели. Что входило в набор? Простыни, наволочки, покрывала, подушки, одеяла, перины, ковры, занавески. Кроме того, в него входили посуда, кухонная утварь, украшения. Все это хранилось в больших сундуках, коробах, шкатулках. Позднее в приданое стали входить и деньги. Считалось, что надо так снарядить девушку в замужнюю жизнь, чтобы у нее все было. Порой, чтобы после свадьбы перевезти приданое в дом к молодому мужу, требовалось несколько подвод. В наше время необходимость приданого не исчезла. Правда, теперь оно чаще всего выражается в крупных суммах денег, а также движимом и недвижимом имуществе (квартира, дача, автомобиль, гараж и пр.). Калым Калым — это плата, которую жених выплачивает родителям невесты. Этот выкуп представляет собой денежную компенсацию за то, что из семьи уходит работница и за то имущество, которое она уносит собой в дом мужа. Калым распространен у народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана. Чтобы свадьба состоялась, надо было сначала внести часть калыма. Размер этой части оговаривался во время сватовства. После свадьбы невеста оставалась в доме своих родителей до тех пор, пока жених полностью не выплатит ее отцу калым, только после этого он был вправе забрать ее с собой. Если родители невесты запрашивали за нее слишком большой калым и жених не мог его заплатить, ему не оставалось ничего другого, как украсть ее и увезти с собой. После этого родители должны были выдать ее за него замуж, так как считалось, что он забрал ее честь и обязан на ней жениться. При этом на Кавказе существовал обычай кровной мести, что рождало бесконечные родовые столкновения и гибель мужчин. Если жених был беден и не мог внести большой калым, существовал и другой вариант. Вместо калыма можно было по взаимной договоренности отработать в хозяйстве родителей невесты положенное время. После этого можно было на ней жениться. Инга Кристинская |
|
© 1998-2024 Невестушка.ру, проект группы «МедиаФорт» Перепечатка материалов разрешена только с прямой активной ссылкой на http://www.nevestushka.ru/ при обязательном уведомлении редакции по e-mail. Редакция сайта: info@myjane.ru Реклама на сайте, общие вопросы: info@mediafort.ru Основатель проекта - Елена Лебедева |