|
|
Любовь: Как проходила татарская свадьба – туйСейчас эти обряды и обычаи почти не соблюдаются, татарская свадьба практически не отличается от остальных. Но современные татары не отказываются от никаха. Кроме традиционной свадьбы проводится обряд с участием муллы, даже если семьи не читают намаз и не соблюдают другие правила ислама.Подготовка к свадьбе Раньше девушки не покупали специальное свадебное платье, использовали для церемонии повседневную одежду, но более нарядную, сшитую из шелковой ткани, а не домотканой. Голову обычно украшал калфак, а у мужчин – тюбетейка. Обе стороны заранее готовились к свадьбе, покупали или шили подарки родным, жениху и невесте. Подготовка занимала около месяца. Казанские татары в это время не проводили какие-то церемонии или встречи. Но, например, астраханские татары устраивали девичник или же молодежную вечеринку в доме невесты без жениха. И у жениха было нечто подобное, тоже без невесты. Научный сотрудник Дина Гатина-Шафикова пишет, что после помолвки будущие родственники все же встречались, чтобы познакомиться, обменяться подарками и угощениями. Проводили и смотрины невесты, когда мать жениха и одна из родственниц знакомилась с девушкой. Невеста могла провести девичник, угостить подруг. На мальчишнике жениха собирались его родственники и друзья. В ночь перед свадьбой устраивалось вечернее чаепитие в доме невесты, куда приходил и жених со своими друзьями. Угостившись, он оставлял для невесты подарок, а сама девушка пряталась за занавеской или в другой комнате. Туй На свадьбу звали родственников жениха и невесты. Обязательно приходил мулла. Жених и невеста могли в церемонии не участвовать, но должен был присутствовать отец парня или же тот, кто его заменял. Мулла записывал в специальную книгу сведения о калыме, потом через 2 свидетелей спрашивал согласие девушки на свадьбу, после этого – согласие отцов невесты и жениха, которые должны были поставить свою подпись. Когда эта часть церемонии завершалась, мулла читал молитву на арабском языке, а отец жениха оплачивал его услуги. После соответствующей записи брак считался совершенным. На никахе должны были присутствовать только мужчины. После завершения никаха гостей приглашали к столу. Спиртные напитки пить было нельзя, ими могли угостить после ухода муллы и части гостей. Главным угощением были мед и масло, национальное блюдо «чак-чак». В конце праздничного обеда гости передавали деньги в пользу невесты, оговоренной суммы не было, кто сколько мог, столько и клал. Когда хозяйские угощения заканчивались, в комнату вносили свадебные кушанья жениха или же его родственников. По традиции, нужно было дарить только парные угощения, т.е. два копченых гуся или два торта, 4 каравая хлеба и т.д. По обычаю невеста также должна была подарить подарки родителям и родственникам жениха: мужчинам преподносили рубашки, а женщинам платье или платок. Те, кто получил подарки, должны были отдать деньги или же пообещать передать молодой семье овцу, корову, улей. После обеда друзья и родственники невесты расходились, оставались только приезжие гости. Свадебная церемония могла продолжаться 2-4 дня. Конечно, свадьба – это не только угощения. Гости пели песни, восхваляя жениха и невесту, плясали под музыку, говорили молодым добрые пожелания. Могли пропеть и шуточные песни, где высмеивались близкие и родные молодых. Первая часть свадьбы проходит в доме невесты, вторая – в доме жениха. После свадьбы Когда свадебные торжества завершались, жених и невеста мылись в бане, после чего он с другом отправлялся за своей женой. Обычно подъезжали на паре лошадей, даже если невеста жила рядом. У дома невесты его встречала толпа, состоящая из женщин, детей. Две замужние женщины заранее готовили постель для молодых, а два мальчика держали дверь комнаты, в которой ждала невеста. Им нужно было дать деньги, чтобы мальчики ушли. Потом жених входил в приготовленную комнату, где сидели две девочки, сестры или племянницы невесты. И им нужно было заплатить. Жених здоровается с невестой, после чего она должна его разуть, раздеть. Раньше жениха одевали женатые родственники или товарищи, которые прятали концы пояса так, чтобы невеста не смогла их сразу найти, и показала свою сметливость. После этого молодым подавали ужин и чай, приносила еду обязательно замужняя женщина. Ночью для молодых топили баню, из которой жених выходил в наряде, сшитом невестой. На другой день они дарили родным деньги и подарки, чаще всего это были зеркала, духи, мыло, серьги, кольца и т.д. Через 2 дня муж и жена начинали ходить в гости к родственникам невесты, и она раздавала подарки от имени жениха. Примерно через 2-4 дня жених уезжал, оставив невесту, увозил с собой угощения для друзей. Потом приезжал к ней раз в неделю или раз в 2 недели, по четвергам, оставался у нее на 2 дня. Так продолжается до праздника «зеин». После этого жених увозил невесту к себе. Провожали девушку ее братья и сестры, другая молодежь, а родители оставались дома. Вместе с невестой привозили и ее приданое, т.е. все ее вещи из отцовского дома и калым: перину, постель, подушки, одежду, обувь, зеркала. В доме у мужа молодую жену встречали мать жениха и другие близкие родственницы, с медом и маслом, на землю стелили ковер, чтобы она в первый раз наступала не на голую землю. Было много и других обычаев и обрядов, например, «невестина лапша», когда девушка готовила суп-лапшу, и этим блюдом кормили старших родственников. Как складывалась жизнь девушки после замужества Татары старались беречь своих женщин, они не занимались тяжелой работой, т.е. могли участвовать лишь в жнитве и молотьбе хлеба. Считалось, что нежное тело девушки не должно грубеть, поэтому она всегда ходила в обуви, а отправляясь куда-то, сидела на подушке. У богатых татар жена была украшением дома. По законам ислама с женщиной нужно было обращаться ласково. Многоженство было разрешено, но у татар редко было две жены. На второй женщине мужчина мог жениться только в том случае, если первая супруга оказалась бездетной. И сами татарки пытались как-то исправить ситуацию, обращались к ворожеям и знахарям. Развод тоже был возможен, как по взаимному соглашению, так и по требованию жены или мужа. Если супруг без повода решил развестись, он должен был заплатить весь калым, беременную женщину - обеспечивать, и все это время она не могла выйти за другого. Без каких-либо серьезных оснований жена не могла требовать развода. Если они все же были и их разводили, супруга могла забрать свой калым на свое содержание, а общего ребенка должен был обеспечить мужчина. Разведенная женщина могла еще раз выйти замуж (до 3 раз). Если же жена изменила мужу, это считалось нестерпимым оскорблением. Он обязан был с ней развестись, удерживал калым и все, что они вместе нажили, после чего женился на другой. Как мы видим, у татар были интересные обычаи, которые могли меняться в зависимости от региона, где они проживали. Свадьба длилась не 2-3 дня, а иногда, если считать подготовку к ней, растягивалась на месяцы. Начавшись еще в феврале-марте, она длилась до сенокоса, т.е. июля. Но, конечно, речь идет о традиционной свадьбе со сватовством, если же невеста сбегала или ее воровали, ни о каких торжествах речи не шло. Современные татары считают все эти обряды национальной традицией, их редко придерживаются, но если что-то и дошло до наших времен, то в сильно измененном виде. Лилия Шакирова |
|
© 1998-2024 Невестушка.ру, проект группы «МедиаФорт» Перепечатка материалов разрешена только с прямой активной ссылкой на http://www.nevestushka.ru/ при обязательном уведомлении редакции по e-mail. Редакция сайта: info@myjane.ru Реклама на сайте, общие вопросы: info@mediafort.ru Основатель проекта - Елена Лебедева |